Сергей Худиев (sergeyhudiev) wrote,
Сергей Худиев
sergeyhudiev

Categories:
В связи с продолжающимся воем сорока душ, вспомнил я некоторый свой личный опыт. Я как-то, лет десять назад, хорошо пересекся с одним психопатом (в узкопсихиатирическом смысле, акцентуированной личностью то есть) подвизавшимся на религиозной ниве. Так вот, личности такого рода обладают удивительным талантом к манипулированию лучшими чувствами вообще и христианскими чувствами в особенности - если вы искренне хотите быть (или, по меньшей мере, выглядеть) хорошим христианином, добрым, кротким, смиренным, прощающим, ищущим мира, обвиняющим себя, оправдывающим других, такой человек умело этим воспользуется (и, в моем случае, пользовался довольно долго, пока, наконец, не пришел в совсем уж явный неадекват). Явление подробно описывает, например, норвежский протестантский автор Эдин Ловас


Большинство христиан имеют в своем отношении к добру и злу чрезвычайно чувствительную совесть... Христиане воспитаны, как правило, в таком смирении, что сама мысль о самозащите кажется многим неуместной. Поэтому, подвергаясь частым драматизированным обвинениям или замечаниям за любую незначительную мелочь, они становятся порой настолько болезненно-восприимчивыми, что боязливо замолкают при малейшем повышении голоса человека власти. В конечном итоге они впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными.

Надлежит задать вопрос человеку власти, воздвигающему неоправданные обвинения на других, не применимы ли именно эти обвинения к нему самому.

Создается тревожное впечатление, что именно христианские общины и область их деятельности являются той благоприятной почвой, на которой человеку власти легче всего себя проявлять. Естественно возникает вопрос: почему это так?...

Одна из причин тому заключается в том, что человек власти именно в христианстве может требовать от окружающих смирения, терпения, любви, послушания. Ведь в церкви на протяжении многих лет проповедуется об этих прекрасных свойствах плода Духа. Проповедники и служители постоянно наставляют своих слушателей, что у терпения и любви границ нет. К большому сожалению, они эту тематику не раскрывают в необходимой степени; они не говорят, что призывы к любви и терпению могут быть коварно использованы в злых намерениях.

Если человек власти начинает предъявлять окружающим свои неумеренные претензии и кто-то спросит его при этом: соответствует ли его собственное поведение общепризнанным христианским нормам, он сразу же станет укорять спрашивающего в недостатке любви и особого понимания его позиции. Правда, люди власти бывают порой и в состоянии приносить свои извинения, однако это не более, чем психологический прием. Определенно сильному сопротивлению они могут уступить, но эта их уступка имеет тактическую базу и, как правило, кратковременна. При своем безудержном стремлении к первенству люди власти встречают на своем пути обычно мягкое облако любви скромных христиан, наученных приветливости, доброте и милосердию. Эта одна из причин, объясняющих легкость продвижения вперед человека власти.”

Ловас описывает ситуацию давления изнутри - когда психопат выбивается в христианские лидеры - но аналогичное давление возможно и снаружи, как в текущем случае. Когда люди, которые часто даже не дают себе труда притворяться христианами, начинают наставлять Церковь, как она должна себя вести - и в целом, и в конкретных случаях, а христиане - причем далеко не самые плохие христиане, как раз люди с чувствительной совестью, искренне боящиеся греха, искренне желающие привлечь внешних ко Христу - очень переживают, смиряются, делают то, что от них добиваются - и в итоге делаются жертвами более чем явных манипуляций, как в случае с шикарным панк-молебном мы и видим.

Я не собираюсь упрекать тех, кто подписывал письмо к Патриарху - я не имею на это права, я на похожие разводки сам пару лет велся как последний идиот. Только меня этот неприятный опыт чему-то научил. Когда мне говорят “если ты хороший христианин, ты должен поступать по Евангелию, а поступать по Евангелию - это уступать мне, соглашаться со мной и делать то, что я хочу”, у меня срабатывает сигнал тревоги. Я это слышал уже. Я таких манипуляторов лучшими чувствами видал. Явление известное и описанное в литературе.И помню момент пробуждения - “минуточку, с какой это стати я должен рассматривать тебя в качестве наставника в том, чего от меня требует Евангелие? Евангелие я принимаю как слово Божие, а ты-то кто?” Ну, теоретически, где-то у монахов написано. что мы должны смиряться перед всяким ближним - но это не следует понимать по-фундаменталистки буквально:) Найдутся такие ближние, которые, начни мы перед ними смиряться, вовлекут нас в грех.

Поэтому кому-то надо просто сказать - да не волнует меня, какой я христианин в твоих глазах. Более того, даже твое мнение об РПЦ МП в целом совершенно не лишает меня сна и аппетита. Вот у меня есть люди, мнение которых о моем духовно-нравственном облике меня волнует - как священники, так и миряне. Мне есть у кого просить совета и наставления; и есть люди, суждения которых о моих христианских обязанностях я нахожу не представляющими интереса.

Что там представители креативного класса одетые по последней революционной моде, говорят о моем христианстве, меня не волнует. Писем с подтекстом “как же этот нехороший Патриарх смеет ставить нас в такое неудобное положение перед Маратом Гельманом и нашими креативными друзьями вообще” я не пишу потому что меня не интересует мнение креативных друзей - а вот мнение Патриарха, напротив, интересует.

Поэтому первое - у нас есть на кого оглядываться в нашем хождении, и это не придворные какаторы и не перуанские шаманы.

Второе - манипуляция использует эмоции, причем не очень важно какие. Если манипулятору удалось вывести вас из равновесия, это значительно повышает вашу уязвимость. Сначала он приводит вас в сильное раздражение и вы говорите глупости, потом вы чувствуете себя гадко и неловко (ай-яй-яй, недостойно христианина), и пытаетесь загладить происшедшее, а манипулятор подскажет вам, как.

С группой манипулятору еще удобнее - он может играть на чувстве неловкости и стыда, которые у одних членов группы вызывает неадекватное поведение других (им же и спровоцированное).

Тут то же самое - некоторые православные христиане, особенно имеющие ближневосточный темперамент, пишут в крайнем раздражении какие-то ни с чем несообразные вещи, ни с Евангелием, ни с душевным здравием вообще. Такая чрезвычайная воинственность может испортить Гельману клавиатуру - которую он зальет кофием, когда будет безудержно хохотать над свирепостью православных интернет-воинов. Сетевая кровожадность всегда чрезвычайно забавна, а в православном исполнении - особенно. Люди, которые изъявляют ярость и гнев, делают ровно то, что от них ожидается манипуляторами. Имейте в виду - вас разводят и используют, еще лучше, чем тех, кого агитируют в защиту гельмановских подопечных.

Как используют? О, чрезвычайно эффективно. Другим православным людям муторно с такой кровожадности (и тут их не в чем упрекнуть), они чувствуют себя скверно и неловко, им хочется показать, что православие - это не это (что правда) и тут их подлавливают манипуляторы и говорят: чудесно, чудесно, у вас есть возможность показать,что вы-то добрые, милосердные, прощающие, хорошие христиане, пойдем вместе с нами на очередной панк-молебен, поскачем по солее задом к алтарю, по совершении какового ритуала мы, так уж и быть, признаем, что вы - хорошие ребята, не то, что те злобные уроды. После дальнейшего курса объективности вас можно будет даже сопричислить к креативному классу. Ну, если хотя бы вы напишете у себя в ЖЖ, что не видите в таком скакании ничего неправильного, это тоже пойдет вам в зачет.

И тут нужно просто вообще в эмоции не входить - ну не волнует нас мнение этой тусовки о нашем христианстве. Вообще не волнует. Неловко мне или нет за чьи-то кровожадные призывы - не ваше дело; уж в любом случае не перед вами. А закон пусть сделает свое дело - приговор не должен быть чрезмерно суровым, но он должен быть произнесен.

Весь креативный какариум будет считать меня противным инквизитором и мракобесом? Мне придется это пережить. Боюсь вас огорчать, но, видимо, это будет не очень-то и тяжело.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →