Сергей Худиев (sergeyhudiev) wrote,
Сергей Худиев
sergeyhudiev

Гляжу, люди негодуют на двойные стандарты. Негодую ли я на двойные стандарты? Нет. Во-первых, я не доверяю праведному негодованию вообще. Развратник там или пьяница движутся в ад всякими запутанными кренделями, шаг вперед, два шага назад, еще дойдут ли - непонятно, могут в хоть последний момент раскаяться и спастись. Человек, предающийся праведному негодованию, движется туда же по прямой дороге с большой скоростью. Он не только требует себе права на ненависть, он объявляет свою ненависть священной, все, кто не разделяет ее, в свою очередь делаются объектами ненависти.
А двойные стандарты - это просто такая реальность. Любое государство (или союз государств) преследует свои интересы. Если бы не преследовали, их бы не было. Соображения морали и человеколюбия являются, в лучшем случае, второстепенными. Да, если Турчинов найдет какие-то боеспособные и лояльные войска и перестреляет повстанцев на Юго-Западе, в глазах США и ЕС он будет не "диктатор, убивающий свой народ"(тм), а легитимный правитель, поддерживающий порядок. Разница между коррумпированным-диктатором -утратившим-легитимность и законным правителем, поддерживающим порядок, определяется не действиями самого правителя, а тем, как другие игроки видят свои интересы, чему есть миллион примеров. Не принципы - а именно интересы. А вы что, не знали?
Конечно, с тех пор как государства вообще существуют, они провозглашают принципы и идеалы. Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. Благодетелями, не кем-то. Как своих, так и чужих народов. Политика предполагает аморальное поведение при моральной риторике. На это давно уже обратил внимание старый Ник Макиавелли, но конечно, не он это придумал - он просто сказал об этом вслух.
Такова реальность нашего падшего мира, и негодовать на то, что политики - лицемеры, это все равно, что негодовать на то, что все мы стареем, вянем и неизбежно умрем. Негодовать можно, но лучше заняться чем-нибудь менее бессмысленным.
Другое дело, что в этой плохой ситуации возможны усилия по минимизации ущерба - например, переговоры о согласовании интересов. А для этого нужно говорить о возможностях и интересах сторон - а не о том, какие же они суки-суки-суки и гады-гады-гады. Такая риторика может пригодиться для мобилизации людей, которых надо оправить убивать других людей в интересах третьих.
Но если исходить из желания, чтобы людей в итоге убивали, увечили и обездоливали поменьше, от такой негодовательской риторики лучше отказаться, и вообще пропускать морализаторский пафос мимо ушей. Этот пафос насквозь фальшив? Ну конечно. Он уже несколько тысячелетий как фальшив, по крайней мере. Вы только что заметили?
А задача сбережения людей на личном уровне совпадает с задачей сбережения своей души - и предполагает отказ от праведного негодования и ненависти к ближнему своему, что, на практике, одно и то же.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments