Сергей Худиев (sergeyhudiev) wrote,
Сергей Худиев
sergeyhudiev

Categories:
У Златоуста есть много прекрасных поучений против ярости и гнева, о кротости, о долготерпении, о любви - вроде того, которое я процитировал в предыдущем сообщении. Но и есть и это, которое любят цитировать, "освяти руку свою ударом". Да, этот великий муж Божий противоречит сам себе, и ничего в этом невероятного нет - живой человек, говоривший в разном настроении, к разной аудитории, иногда и он поддавался гневу. Бывает так, что люди иногда скажут что-то, что не отражает сути их личности. И где подлинный,  "внутренний",  аутентичный Златоуст - в поучениях о кротости или в этой фразе, которую надо разыскивать в огромном объеме его писаний - "освяти руку свою ударом"? Ведь принять поучение Златоуста о том, что надо "освящать руку свою ударом" по богохульникам, значит отвергнуть его же поучения о кротости и терпении.
Причем о кротости, терпении, любви, Златоуст говорит постоянно, а вот фразу про удар надо выискивать. И именно ее выцепляют, чтобы отвергнуть то, чему тот же святой учил настойчиво и постоянно.
Проблема со ссылками на “святых Отцов” в том, что в огромном массиве святоотеческих писаний человек может выцепить то, что (как ему кажется) сообразно его глубоко личным страстям. С Писанием такие штуки тоже делаются, но труднее - текст лучше известен, можно всегда сказать “написано также”. А с отеческими творениями легче просто потому, что объем гораздо больше. Одни желают объявить бл.Августина геем (но это больше западные изыски) другие св.Иоанна Златоуста уличным хулиганом.То есть человек свою личную страсть сначала приписывает святым, а потом с огромным облечением говорит и все они бухали, и Мусоргский бухал, так что теперь мои личные страстишки освящены авторитетом Отцов.
Кстати, с этим “освяти руку свою ударом” я сначала опасался, что ребята начнут атаковать превосходящие силы богохульников и будут жестоко избиваемы. Стукнут какого-нибудь мускулистого богохульника али содомита, а он им сдачи даст. И пострадает человек за свое превратное понимание Предания. Опасался я напрасно - желающие освящать руку свою ударом тщательно избегают ситуаций, где и об них тоже могут чего-нибудь освятить - и если и стукнут кого, то либо бабу, либо какого-нить мелкого тщедушного содомита, да и то толпой. Таким образом их ревность не доходит до безумия, но благотворно умеряется личною трусостью.
Личная трусость - это хорошо и чрезвычайно благотворно с точки зрения практических последствий, но духовная проблема выискивания в огромном массиве святоотеческих творений того, что можно употребить в поддержку личного греха, а потом выдавания этого за "отеческое учение" остается. 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments